Сбербанку удалось нейтрализовать мошенническую схему
Заместитель председателя Сбербанка Станислав Кузнецов накануне Международного конгресса по кибербезопасности, который проходит в эти дни в Москве, рассказал об основных трендах в кибермошенничестве.
Россияне все чаще становятся жертвами кибермошенников. При этом большинство жителей сами переводят деньги злоумышленникам.
«В 79% случаев люди сами переводят деньги мошенникам. Эта особенность именно нашей страны, у нас были случаи, когда клиенты требовали провести операцию, несмотря на то что наши системы фиксировали мошеннические действия. Мы фиксируем рост от 4% до 6% "социального" мошенничества в месяц», - отмечает зампред Сбербанка Станислав Кузнецов.
В то же время, по его словам, есть признаки того, что совместными усилиями банки с помощью законодателей и правоохранительных органов смогут изменить тренд роста незаконных операций с социнженерией.
Социальная инженерия — это приемы и методы получения информации, в основе которых лежат особенности психологии людей. Основной целью «социальных инженеров» является получение конфиденциальных данных: паролей, банковских данных и других.
Как рассказал Кузнецов, в последнее время кибермошенники сменили целевую аудиторию, переключившись с пенсионеров на молодежь – возрастную группу от 25 до 35 лет. При этом теперь предпочитают смс-сообщениям звонки - так легче ввести жертву в заблуждение, а, кроме того, отправить СМС стало дороже. Использование мессенджеров и социальных сетей снизилось почти до нуля из-за запретов массовых рассылок. Почтовые рассылки традиционно имеют низкую долю, потому что неэффективны.
Один из важных результатов в борьбе с кибермошенничеством - победа над скиммингом в России - мошеннического процесса, направленного на считывание данных карты и выяснение ее пин-кода для дальнейшего хищения денег.
"Мы победили скимминг - это правда. Вы знаете, что еще буквально несколько лет назад все кредитные организации "лихорадило" от скимминга. Случаи были массовые, мы научились с этим бороться. И фактически в нашей стране почти сведен данный вид мошенничества к нулю", - отметил зампред правления Сбербанка.
По его словам, победе над скиммингом помогли два направления работы: ужесточение законодательства и те "жесткие меры", которые приняли сами банки, сделав скимминг "практически бессмысленным".
"Единичные случаи попадаются, но как правило, все, кто пробует, оказываются в местах не столь отдаленных", - пояснил Станислав Кузнецов.