В центре внимания
Компьютеры и ноутбуки

Перед «Большим транзитом» Кремль распаковывает заначку из триллионов

21.11.2019 22:27

Перед «Большим транзитом» Кремль распаковывает заначку из триллионов


Вместе со стартом выборов губернаторы опять пойдут в Москву просить деньги на мегапроекты

Владимир Путин одобрил строительство автомобильного моста через Лену в районе Якутска: проект, на который еще с 2016 году претендуют китайские девелоперы, обойдется в пределах 80−85 млрд рублей. Это станет одним из самых дорогих мостовых сооружений в новейшей истории страны.

Хищения были. А посадок нет

Как водится в России, все мегапроекты, стоимость которых исчисляется десятками миллиардов рублей, одобряются лично Владимиром Путиным. Ну, или не одобряются — как было, например, со строительством высокоскоростной железной дороги от Москвы до Казани.

Причем если проект казанской дороги активно обсуждался с 2013 года, то главным стопором для его одобрения стала заоблачная стоимость — 1,7 млрд. рублей, что неподъемно даже для щедрой Москвы. И это при весьма сомнительном синергетическом эффекте для экономики регионов, по территории которых должна была пройти дорога.

А вот в случае с автомобильным мостом через Лену глава Якутии Айсен Николаев заявил, что экономический эффект для республики составит ежегодно 2,5−3% ВРП. Этого, мол, удастся добиться за счет повышения круглогодичной транспортной доступности: воедино окажутся завязаны Амуро-Якутская железнодорожная магистраль, три федеральные автодороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», также облегчится доступ к международному аэропорту Якутска (к слову, место базирования авиакомпании «Якутия») и Якутскому речному порту на Лене.

Стоимость моста оценивается в районе 83 млрд. рублей. Но, как мы понимаем, это лишь предварительная цена, и она наверняка вырастет. Для сравнения: космодром «Восточный» (на строительстве которого, как теперь уже знает вся страна благодаря Владимиру Путину были гигантские хищения) обошелся в 300 млрд. рублей, а подготовка к Зимней универсиаде-2019 в Красноярске — в 80 млрд. рублей (и там, кстати, как заявил министр внутренних дел Владимир Колокольцев, также были хищения).

Деньги просят даже Собянин и Беглов

Пример властей Якутии, которые последовательно «пробивали» идею строительства моста на федеральном уровне с 2016 года (тогда же, кстати, и было объявлено, что интерес к мегапроекту проявляет китайская сторона), наверняка вдохновит и других губернаторов.

Тем более, что последние месяцы о новых мегапроектах почему-то не слышно, хотя еще несколько месяцев назад главы регионов ими фонтанировали. Денег из федерального бюджета (на транспортные мегапроекты) просили даже Сергей Собянин и Александр Беглов, в вотчинах которых в нынешнем году прошли большие избирательные кампании.

Видимо, теперь обещания старта новых «строек века» губернаторы придерживают к старту предвыборной гонки в 2020 году. А в будущем году избираться предстоит, например, врио главы Севастополя Михаилу Развожаеву, который уже анонсировал проект создания медицинского кластера в городе.

Выборы будут и у Вениамина Кондратьева в Краснодарском крае, где наверняка реанимируют подзабытый проект строительства новой автотрассы «Джубга — Сочи» стоимостью 1,6 млрд. рублей. Об этом мы поговорили с нашим постоянным экспертом.

Открытости от этой власти ждать не приходится

«СП»: — Сергей Владимирович, как вы оцениваете экономическую эффективность строительства моста через Лену?

— Проект моста через Лену у Якутска — один из немногих, в целесообразности которого никто не сомневается (в отличие от скоростных магистралей в Казань, мостов на Сахалин, обходов Сочи и так далее), — говорит «Свободной прессе» старший эксперт Института экономической политики Сергей Жаворонков. — А вот плохая новость состоит в том, что он продолжает логику своих предшественников (вроде той же магистрали в Казань), стоимость которых может прыгать в разы (как магистраль в Казань в проектах подорожала более чем в два раза за пару лет).

Тут подорожание — два раза за пять лет, учитывая всплеск инфляции в эти годы (с 2014 по 2019 годы — 45%), в полтора раза. Хотелось бы конечно и экономические объяснения услышать, и подрядчика на открытом конкурсе выбрать. Но мы понимаем, что при этих чиновника такое вряд ли возможно.

«СП»: — Помните, еще весной активность губернаторов, выпрашивавших деньги у Москвы, зашкаливала, а сейчас, кажется, главы регионов успокоились. С чем это связано?

— С тем, что у подавляющего большинства губернаторов нет не только лишних денег в региональном бюджете, но и надежд получить их из федерального Пока они не поймут, что им что-то дают, лучше молчать, чем обещать и потом не выполнить.

Я люблю приводить пример с Московской кольцевой железной дорогой (МЦК). Многие считают, что Собянин молодец. А на самом деле там доля бюджета Москвы менее 10%, основные расходы из федерального бюджета плюс еще немного РЖД. Те же 100 с лишним миллиардов — можно не одно метро было бы построить в регионах.

«СП»: — Не начнется ли новый финансовый год с подобного губернаторского «попрошайничества»?

— И 2020 год начнется, и 2021-й, конечно! Но тут отчасти заступлюсь за регионы — 70% налогов регионы платят в федеральный бюджет, а затем перераспределяют из оного обратно. То есть, кроме сверхбогатых, остальным только просить в Москве и остается.

Источник

Читайте также
Редакция: info@tsiganov.ru | Карта сайта: XML | HTML | SM